alex_oleynik (alex_oleynik) wrote,
alex_oleynik
alex_oleynik

Родина-Мать: история моего рождения

Оригинал взят у visualhistory в Родина-Мать: история моего рождения
Такой вот интересный и необычный рассказ о памятнике от первого лица.
Оригинал взят у rodina_mother в История моего рождения
Здравствуйте, любимые дети мои!
Об истории моего рождения написано немало. Рылась я недавно в вашем интернете и наткнулась на фотографии архивные. Так растрогали они меня, что решила я рассказать эту историю еще раз.

Как только стихла канонада Великой Отечественной Войны, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой Великой Победы. Чертежи и эскизы присылали со всех концов страны, и делали их не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Но главное что все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой Победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели только десять лет спустя, но мало кто сомневался, что выиграет конкурс лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане.
Кат с текстом:
К моему созданию приступили в мае 1959 года.
По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Уже довольно известный факт, что поначалу я должна была выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру "Родины-матери" с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект.
"Родину-мать" Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. И мой рост по проекту стал 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как Вучетич увеличил мой рост. Выше чем Статуя Свободы - 52 метра!
Строителям пришлось срочно усиливать фундамент, чтобы он выдержал меня, так как с мечом во мне оказалось 85 метров. При этом мой вес тоже не малый - 8 тысяч тонн.
Помню, что в насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделяли военный батальон.
Грозный Меч
А с мечом сложилась даже страшная ситуация. Если бы кто-то из немецких генералов увидел ту картину, которую наблюдали дети мои, жители города-героя, им бы было совсем нехорошо.
И вот почему.
В один из весенних дней 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.
Как обычно, главный инженер "Волгоградгидростроя" Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих о том, почему  так сильно раскачивается меч в руке "Родины-матери"?

Абрамов поднял голову и ужаснулся. Картина была, мягко говоря, не для слабонервных, при этом звук меч издавал соответствующий, и слышали его во всей округе. После исследований выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернутым плашмя по отношению к ветру. В авральном режиме пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий, стальной.
В 1972 году титановое лезвие меча заменили на другое, выполненное из легкой стали, но об этом я вам расскажу в следующий раз. История моего меча интересна сама по себе.

А уже на самом финише строительства  для моей подсветки потребовалось 50 мощных прожекторов. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября - и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Директора комплекса Мамаев Курган командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал ехать на завод-изготовитель. Тогда Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор "Электромаша" на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора "Сайра" ушли в Волгоград.

Дата моего рождения - 15 октября 1967.
Именно тогда торжественно открыли ансамбль «Мамаев Курган».
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка.

И вот уже 44 года я стою и смотрю на вас, дети мои любимые.
Не забывайте вашу Маму-Родину, дорогие.

А вот еще любопытный факт, родные мои:
Вучетич мечтал  продолжить лестницу, ведущую к ансамблю, до самого берега Волги, чтобы туристы могли подниматься к нему прямо с теплохода. Известный скульптор даже предложил снести имевшиеся там строения и возместить из личных средств убытки. Но грандиозная задумка не нашла поддержки у властей.
А совсем недавно слышала я, что этот вопрос снова поднимали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments